X
рус | каз | eng 
Карим Масимов
Конференция с Каримом Масимовым, Премьер-министром Республики Казахстан

Конференция с Каримом Масимовым

Премьер-министром Республики Казахстан | 4 июня 2011

Тема: Регионы (39 вопросов)


Всего задано вопросов: 2036

Ответы на вопросы

Сортировка по: дате | рейтингу
Жандос
возраст: 26,
г. Актау,
13.07.2011 21:19
ВОПРОС ТАКОЙ*: почему только в Астане должны быть прямые и гладкие дороги а по всему КАЗАХСТАНУ убитые? в основном заподной части Казахстана а именно в облоястях: Кызылординской,Атырауский,Актюбинский,Заподно Казахстанский и конечно же МАНГИСТАУСКИЙ, если честно меня волнует дорога Алмата-Актау, когда едишь со стороный Алматы проехав АКтобе начинаетя НЕДОРОГА, по верьте мне на слово Карим Кажимканович так как вам проверить лично эти дороги не будет возможности и времени и интереса. Магистраль Кандагаш-Махат, автобан Бейнеу-Шетпе, проверьте эти дороги прошу вас.
Ответ: "Уважаемый Жандос!
Участок «Кандыагаш – Макат» входит в состав автомобильной дороги «Актобе – Атырау – граница Российской Федерации». Реконструкция этой автодороги, включая указанный участок, в соответствии с Программой по развитию транспортной инфраструктуры Республики Казахстан на 2010-2014 годы, предусмотрена с 2013 года. До этого времени техническое состояние автодороги будет поддерживаться за счет периодических ремонтных работ.
Участок Бейнеу – Шетпе входит в состав автомобильной дороги Бейнеу – Актау, протяженностью 470 км. В 2010 году начата реконструкция участка от Бейнеу до Манаша протяженностью 40 км, с завершением в 2012 году. По остальным участкам протяженностью 430 км разработана проектно-сметная документация. Реконструкцию планируется начать в 2012 году за счет займа Азиатского банка развития. Полное завершение работ планируется в 2015 году.
С уважением, Министерство транспорта и коммуникаций"
Тема вопроса: Регионы

Аян
возраст: 30,
г. Алматы,
11.07.2011 13:45
Уважаемый г-н Масимов, не могу не радоваться тому как развивается Астана, но в то же время нельзя не отметить насколько упал уровень Алматы. Наш любимый город действительно превращается в захолустье, дороги, озеленение, миграционная политика, общественный транспорт, архитектура... перечислять можно бесконечно - все находится в ужасающем состоянии. Не говоря уже о реальной угрозе безопасности - как выяснилось, город не готов к землетрясениям. Может городские власти не справляются с объемом работ? Города-доноры, я думаю, заслуживают лучшей участи.
Ответ: Уважаемый Аян! Алматы меняет свой архитектурный облик в соответствии с Генеральным планом развития. Власти Алматы делают все, чтобы город стал не только красивым, но и комфортным для алматинцев. Строительство зданий по новым требованиям, развязок, кольцевых дорог не только решает социальные, экологические проблемы, а делает город современным. Что касается благоустройства, то зеленый наряд Алматы, увы, «стареет» и приходится убирать ветхие и опасные для горожан деревья, высаживать новые. Сейчас более 40 тыс. нужно срочно заменить. Поэтому, возможно, в некоторых «зеленых» районах города создается впечатление, что идет массовая вырубка деревьев. Это не так. Город обновляется, притом стараемся высаживать в замену старых посадок деревья и кустарники ценных пород. Так, в весенний период этого года в городе было высажено 20776 шт.древесно-кустарниковых насаждений, из них - 1400 хвойных, 2916 лиственных и 16460 кустарников. Осенью эта работа продолжится. Во всех районах города разбиты цветники на территории общей площадью 128,5 тыс. кв.м (это гораздо больше, чем в прошлом году); реализуются пилотные проекты вертикального озеленения - цветами украшена фасадная часть здания на ул.Фурманова-пр.Аль-Фараби, севернее пр. Аль-Фараби установлена композиция «Часы» с живыми цветами. Активно ведется постепенная реконструкция существующих парков и скверов. За последние три года реконструировано 13 парков и скверов общей площадью свыше 35 га. В этом году завершится реконструкция 2 скверов - по ул. Ратушного и по ул. Жангильдина. Ежегодно на территории города Алматы за счет компенсационного восстановления высаживается до 16-18 тысяч зеленых насаждений.В мае в Алматы впервые прошел грандиозный праздник цветов для горожан и гостей города - фестиваль «Алматы-гүл қала». Специалисты и дизайнеры почерпнули здесь много идей, которые включили в свои планы по озеленению города Алматы. Улучшается работа общественного транспорта. В этом году на экологически чистом топливе работает уже 200 автобусов, открыта одна газозаправочная станция. Кроме того, запланировано строительство еще 3-х станций, поступают предложения по организации производства газовых баллонов и центров по переоборудованию автомобилей для работы на компримированном газе, на основе государственно-частного партнерства планируется открытие еще одного парка с автобусами на природном газе. За счет кредита ЕБРР будут закуплены 200 троллейбусов, которые заменят 11 городских маршрутов с 80-ю автобусами. Работа в этом направлении будет продолжаться. С уважением, акимат г. Алматы
Тема вопроса: Регионы

алик
возраст: 40,
г. Аркалык,
12.07.2011 11:51
Уважаемый Карим Кажимканович, в прошлом году вы сказали, что Аркалык станет транзитным городом, но в СМИ нет информации на какой стадии вопрос о строительстве железной дороги. хочется знать, будет ли она и когда? И второй вопрос- душа болит за регионы, почему для молодых там не строится жилье, в тех же селах, ведь тогда и тех, кто приезжает в столицу и потом мотается без квартиры было намного меньше. Молодежь бы и работала у себя, если б видела хоть какое-то развитие. что говорить, если в том, же Аркалыке зимой не расчищают улицы, ходишь как в селе , падая в сугробы на центральных улицах.
Ответ: Уважаемый Алик! Для строительства железнодорожной линии Аркалык-Шубарколь разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО). Предполагаемая железнодорожная дорога будет пролегать вблизи села Жалгызтал. В настоящее время ТЭО находится на рассмотрении республиканских ведомств. В городе Аркалыке в 2010 году построены и введены в эксплуатацию общежитие для студентов на 272 мест по улице Ауельбекова, 32 и 56-квартирный жилой дом по ул. Маясовой. В 2011 году в городе Аркалыке реконструируются бывшее здание гостиницы «Аркалык» - под общежитие на 271 мест и 9-ти этажный 54-х квартирный жилой дом по пр. Абая, 90. Также, разработана и имеется проектно-сметная документация на реконструкцию 5-ти этажного малосемейного общежития под жилой дом по ул. Маясовой. 27. Строительство объекта намечено на последующие годы. Проблема очистки от снега улиц и тротуаров действительно существует, особенно в наших климатических условиях. В то же время за последние годы бюджет местных исполнительных органов позволяет улучшить содержание улиц в зимнее время. С уважением, акимат Костанайской области.
Тема вопроса: Регионы

Ажар Адильбекова, Кадиша Бакешева
возраст: 30,
г. Актау,
14.07.2011 09:54
Мы обращаемся по вопросу неудовлетворительного состояния с предоставлением мест в детских садах города Актау и по возврату зданий бывших детских садов детям! Так например, только в 14 микрорайоне города, из пяти ранее существовавших зданий детских садов, в трех из них сегодня размещаются пивной бар с биллиардной «Адмирал», частная медклиника, гостиница «Коктем». А областной аким вместо того, чтобы приложить усилия по возврату этих зданий детям по-прежнему их раздает направо и налево. Так в прошлом году им передано здание детсада в 4 микрорайоне азербайджанскому консульству! А в одном из блоков этого сада сидят почему-то нефтяники из Мангистаумунайгаза, хотя у них есть огромный офис в центре города! Просим Вас потребовать от местных чиновников, чтобы они решили эти вопросы быстрее, чем выросли наши дети!!!
Ответ: "Уважаемые Ажар Адильбекова и Кадиша Бакешева! Как Вам известно, Главой государства была инициирована программа «Балапан» по увеличению количества детских садов. Проблема с нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях актуальна, увы, для всех регионов и крупных городов страны. Но она решается. В Вашем регионе имеются свои отличия.
Например, население Мангистау растет быстрыми темпами. Этому способствует прирост населения из-за миграционных процессов и высокая рождаемость. Поэтому чем больше будет в области детских садов, тем больше малышей будут охвачены детским дошкольным воспитанием.
К примеру, недавно распахнул свои двери детский сад в селе Шетпе Мангистауского района. Были введены в эксплуатацию 2 дошкольных организаций на 420 мест в поселке Акшукур Тупкараганского район и селе Кызылтюбе-2 Мунайлинского района.
В скором времени заработает детское дошкольное учреждение на 340 мест в селе Жетыбай Каракиянского района. В сентябре планируется сдать детский сад на 320 мест в селе Баскудук Мунайлинского района, в декабре – в селе Бейнеу Бейнеуского района.
В целом, за последние пять лет в 4,5 раза увеличилось количество детских садов и составило на сегодня 133 организацию, из которых основная часть или 56 садов введена только за 2010 год. В рамках реализации программы «Балапан» поставлена задача – довести охват детей от 3 до 6 лет до 100% в 2011 году.
Что касается здания детского сада №10 в 4 микрорайоне города Актау, на основании Постановления акимата Мангистауской области за №222 от 10.06.2010 года оно (т.е. здание) было передано на баланс ГУ «Актауский городской отдел образования» по приказу №2-04/332 от 01.07.2010 года Управления финансов Мангистауской области по акту приема-передачи. В данное время в здании детского сада начаты работы по капитальному ремонту.
С уважением, акимат Мангыстауской области"
Тема вопроса: Регионы

Асемгуль Сейтенова
возраст: 30,
г. Астана ,
11.07.2011 14:18
Как Вы думаете почему не работает программа "Молодежь в село"?
Ответ: "Уважаемая Асемгуль ! Общественный проект «С дипломом в село», инициированный молодежным крылом «Жас Отан» НДП «Нур Отан» с целью содействия реализации Закона Республики Казахстан от 24 декабря 2008 года № 111-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки и стимулирования работников социальной сферы сельских населенных пунктов», на сегодняшний день успешно реализуется центральными и местными исполнительными органами с участием молодежных общественных объединений.
Закон направлен на стимулирование притока кадрового потенциала в сельские территории, где не хватает специалистов в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта. А это, в свою очередь, позволит развивать там социальную и инженерную инфраструктуру, необходимую для устойчивого развития, с учетом требований современной жизни. Учитывая все эти факторы, возможно, в контексте финансового кризиса, перспектива жизни на селе может оказаться привлекательной для наиболее молодой части казахстанцев.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2009 года № 183, специалистам образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для проживания и работы в сельские населенные пункты, предоставляется единовременное подъемное пособие в размере 70 МРП с 1 июля 2009 года и социальная поддержка для приобретения жилья – бюджетный кредит сроком на 15 лет, со ставкой вознаграждения 0,01% в размере 630 МРП с 1 января 2010 года. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2011 года № 753, размер бюджетного кредита для приобретения жилья увеличен до 1500 МРП.
В результате предпринятых организационных мер и информационно-пропагандисткой работе, с начала реализации Закона и проекта «С дипломом в село», по состоянию на 1 июля 2011 года, в сельские населенные пункты привлечено 13 446 специалистов, из них 10 183 или 76 % составляют педагоги, 2 581 человек (19%) – специалисты здравоохранения, 431 (3,2%) – работники культуры, 141 (1,2%) – спорта, 110 (0,8%) – специалисты системы социальной защиты населения.
С уважением, Министерство сельского хозяйства "
Тема вопроса: Регионы

Гуля
возраст: 33,
г. Алматы,
13.07.2011 13:42
Почему вы не решает вопросы нефтяников в Мангистауской области? Почему руководство страны отмалчивается? Вы же знаете что проблемы сами по себе не рассасываются?
Ответ: "Уважаемая Гуля!
Предприятия нефтегазового сектора, являются основой для социально-экономического развития Мангистауской области. Поэтому акция протеста, в которой участвуют работники сервисных предприятий ПФ «Озенмунайгаз» АО «РД «Казмунайгаз» и работники АО «Каражанбасмунай» и его дочерних организаций, не может быть проигнорирована ни руководством региона, ни кабинетом министров, ни работодателем. Я с самого начала акции внимательно наблюдаю за ее ходом, постоянно нахожусь на связи с акимом Мангистауской области Крымбеком Кушербаевым и руководством АО «Казмунайгаз».
Однозначно, это трудовой конфликт, возникший между руководством компаний и работниками. С самого начала центральными государственными органами совместно с руководством области предпринимаются активные меры по разрешению коллективных трудовых споров в рамках действующего законодательства, недопущению эскалации социальной напряженности в регионе. Эти акции, к сожалению, свидетельствуют о низкой правовой культуре. Представители работников, а кое-где и лидеры профессиональных союзов, самой природой, уставами, законодательством уполномоченные представлять интересы работников не всегда способствуют разрешению разногласий между работниками и работодателем в правовом поле.
Правительственная комиссия с участием представителей Министерств нефти и газа, труда и социальной защиты населения и местных исполнительных органов изучила все материалы коллективного трудового спора. Состоялась встреча членов комиссии с представителями трудовых коллективов. Тщательно изучив документы и проанализировав предъявленные доводы, комиссия установила необоснованность требований работников в части оплаты труда, их противоречие действующему законодательству страны.
Представители работников, несмотря на разъяснения Генеральной прокуратуры РК и Министерства труда и социальной защиты населения о необоснованности их требований по внедрению повышающего отраслевого коэффициента к существующим тарифным ставкам и окладам, продолжают настаивать на своем и деморализуют трудовой коллектив. Из-за недостаточного знания законодательства представителями работников ситуация приобретает характер бесконечной дискуссии.
Во всех предприятиях нефтегазового сектора начисление заработной платы не нарушает требований законодательства в части Минимального стандарта оплаты труда (далее - МСОТ), поскольку фактически минимальная заработная плата работника, занятого во вредных условиях труда, равно как и работника занятого в нормальных условиях труда, значительно превышает МСОТ.
Мониторинг результатов проверок свидетельствует, что значительное большинство предприятий соблюдают требования трудового законодательства в части начисления и оплаты труда. В частности, заработная плата значительно превышает МСОТ, разработаны внутренние акты, регламентирующие вопросы оплаты труда, разработаны и подписаны в установленном порядке заинтересованными сторонами коллективные договора.
Что касается акции протеста, в которую вовлечены работники ПФ «Озенмунайгаз» и АО «Каражанбасмунай», то с ними были проведены многочисленные встречи. К конструктивному диалогу их призывали и аким области, и непосредственные руководители компании, но пока окончательного консенсуса не достигнуто. Предприятия работают в штатном режиме, значительная часть работников вышла на работу.
Как меня проинформировали, на площади города Жанаозен стоят около двухсот пятидесяти человек, а в городе Актау - у офиса АО «Каражанбасмунай» - более ста. В основном, это сотрудники, уволенные за нарушение трудовой дисциплины и не выход на рабочие места. Кстати, хочу уверить Вас, что все они будут трудоустроены. В данный момент им предложены вакансии на предприятиях региона. Вместо уволенных сотрудников работодатель набирает новых исключительно из числа местных жителей.
Поэтому ситуация в целом под контролем, я уверен в разрешении коллективного трудового спора и урегулировании конфликта.
С уважением, Акимат Мангыстауской области"
Тема вопроса: Регионы

Мухаметжан
возраст: 23,
г. Астана,
12.07.2011 09:38
Здравствуйте, Карим Кажимканович! у меня вопрос по г.Кокшетау, который превращается в районный центр, а оплата за коммунальные услуги в г.Кокшетау самые дорогие по всему Казахстану. 1) почему такие дорогие коммунальные услуги? (и кто нибудь мониторит ли рост цен ? ) 2) почему он превращается в районный центр? (не делается ремонт дорог, только латают их, по центральной улице когда едешь, чувство будто ты на поезде от стуков колес по кочкам ) 3) нет детских игровых площадок во дворах, находящиеся на центральной улице города, и не только. (дворы в которых я играл, сейчас как джунгли не проходимые. не узнаешь аж =) ) p.s. такое чувство что за городом не следят, и он скоро развалиться. обидно правда за этот городок.
Ответ: "Уважаемый Мухаметжан! Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются в соот-ветствии с действующим законодательством и мониторинг осуществляется Агентством РК по регулированию естест-венных монополий и Агентством РК по защите конкурен-ции и их региональными департаментами.
В текущем году в городе Кокшетау реализуются проекты по благоустройству городского парка, площади Независи-мости, сквера воинов интернационалистов, аллея строите-лей и проспекта Абла-хана с установкой новых малых ар-хитектурных форм, мощением и реконструкцией тротуа-ров, установкой освещения. строительства фонтанов на сумму более 200 млн. тенге. На ремонт дорог направлено более 700 млн. тенге.
Разработана программа благоустройства дворовых терри-торий на 2012-2015 годы, согласно которой ежегодно на благоустройство дворов будет направляться 180 млн. тен-ге. В рамках реализации программы будет произведено обустройство внутриквартальных заездов, спортивных площадок, установка малых архитектурных форм.
В соответствии с комплексным планом развития города Кокшетау в настоящее время разрабатывается ПСД на ос-новные внутригородские дороги на общую сумму 3,3 млрд.тенге и в среднесрочном периоде она будет реализована. С уважением, акимат Акмолинской области"
Тема вопроса: Регионы

Ольга
возраст: 38,
г. село Альмерек,
12.07.2011 08:47
Здравствуйте, господин премьер-министр. Мы живем в селе Альмерек, в 2-х километрах от Алматы. У нас нет дорог,воды, газа. После выборов Президента сменился аким и теперь заморожены все программы по развитию. в частности, ранее нам ответили, что единственную дорогу, соединяющую село с внешним миром, отремонтируют после тендера в мае этого года, поставят заграждения в опасном месте и средства на это есть. Однако, уже середина июля, а никаких работ не производится. Когда же про наше село вспомнят? Обида и возмущение, опасность за жизни близких, каждый день ездящих по этой дороге, переполняют нас. Проблема с водой так же не решена. Уже осуждены виновные, разворовавшие средства, прошло 5 лет, а воды нет. Это практически в черте города Алматы! Район аэропорта! Никаких коммуникаций! Пожалуйста, обратите внимание на наше село и возьмите под контроль, куда же расходуются средства, выделяемые на развитие села Альмерек. с уважением, житель села Альмерек.
Ответ: "Уважаемая Ольга! Акиматом области разработана Региональная программа «Комплексной газификации населенных пунктов Алматинской области на 2007-2015 годы с перспективой до 2020 год». В рамках Программы разработан проект строительства магистрального газопровода «Алматы-Байсерке-Талгар» на сумму 6,3 млрд. тенге.
По проекту МГ «Алматы-Байсерке-Талгар» выполнены работы по корректировке проекта с выделением первого и второго пусковых комплексов. Первый пусковой комплекс реализуется за счет средств, выделенных на строительство инфраструктуры городов-спутников, на сумму 2,72 млрд. тенге. Второй пусковой комплекс намечено реализовать за счет средств республиканского бюджета. На реализацию второго пускового комплекса из республиканского бюджета на 2011 год выделено 500 млн. тенге, из областного бюджета – 50,0 млн. тенге. Завершение строительно-монтажных работ планируется в 2012 году.

С уважением, акимат г. Алматы"
Тема вопроса: Регионы

Bake
возраст: 59,
г. Almaty,
12.07.2011 00:48
Мой вопрос касается право населения достойно жить на родине в Казахстане. А именно населения Западно-Казахстанской и Актобинской областей. Просьба, автотрассу Западный Китай -Западная Европа не поворачивать в сторону города Орск (России), а проложить дальше от Актобе до Западной границы Казахстана, а именно через реку Жаик до железнодорожной станции Сайхин (Бокей Ординского района ЗКО) Астрахань-Москва. Это примерно стоит $1 млрд. США. Это обеспечить население этого региона на 100 лет вперед работой. Эти средства население этого безработного региона вернет в ближайщие годы 100 раз( т.е. будет 100 млрд. долларов США). Социально плохо живущему населению, проживающему на еще в советское время разведанных, неиссякаемых подземных нефте-газовых месторождениях будущего Казахстана, было бы грамотно и по государственному протянуть и построит указанную автодорогу в сторону Западно-Казахстанской области.
Ответ: "Уважаемый Bake!Выбор маршрута транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» через п.Мартук в Актюбинской области, с выходом на г.Оренбург осуществлен совместно с руководителями трех государств Казахстана, России и Китаем. Он обеспечивает рост транзитного потенциала всех стран-участников данного проекта. В рамках развития коридора, с указанными государствами подписаны соответствующие Меморандумы.
Наряду с реализацией данного проекта, с 2003 года ведется реконструкция автодороги «граница Российской Федерации (на Самару) – Уральск – Актобе, протяженностью 517 км, которая примыкает к коридору «Западная Европа –Западный Китай» и обеспечивает выход транспортного потока в Западно-Казахстанскую область через г.Уральск и далее на Самару. До настоящего времени на данном участке восстановлено 315 км, в текущем году выполняются работы на 137 км, из которых на 37 км будут сданы в эксплуатацию. В следующем году планируется начать работы на оставшемся, нетронутом участке протяженностью 32 км, на выезде из г.Актобе в сторону г.Уральск. Полное завершение реконструкции автодороги намечено на 2014 год и приурочено к срокам реализации коридора «Западная Европа – Западный Китай.
Транспортное сообщение от г.Уральск до ст. Сайхин осуществляется по участку автодороги республиканского значения «Уральск – Чапаев» реконструированного в 2005 году, а также по автодороге местного значения «Чапаево – Жанкала – Сайхин», восстановление которого акиматом Западно-Казахстанской области осуществляется с 2007 года.
С уважением, Министерство транспорта и коммуникаций"
Тема вопроса: Регионы

Евгений
возраст: 45,
г. Костанай,
14.07.2011 00:33
Уважаемый Карим Кажимканович! Хочу обратить Ваше особое внимание на возникшую серьезную экономическую проблему. В Костанайском регионе закончилось дизельное топливо. На заправках его вообще нет. Нет ни в городе, ни в районах. Операторы на станциях отвечают, что неизвестно, когда будет ГСМ. Крестьяне не могут выписать на заправочных станциях ГСМ для проведения полевых работ. В связи с этим большинство сельхозпредприятий остановило свою деятельность. Работа на полях остановилась. Сенокос, который в данный момент должен быть в самом разгаре (а сена в этом году в избытке), остановился. Крестьян охватывает паника. Уже сейчас необходимо готовиться к уборочной компании, а самого необходимого нет. Нет ГСМ. Костанайская область – одна из основных житниц страны. А проблемы с ГСМ в период сенокоса и уборочной компании могут очень серьезно сказаться на положении сельского хозяйства и экономики региона. У нас всегда так. Есть цена на зерно, нет зерна. Есть зерно – нет цены. Есть цена, и, вроде, планируется неплохой урожай – нет ГСМ. Всегда возникает какая-нибудь проблема. Различные СМИ уже обратили внимание на отсутствие ГСМ в регионе. Прошу Вас быть не безучастным в решении данной проблемы и приложить все Ваши возможности в обеспечении региона необходимым количеством ГСМ. В противном случае может возникнуть непоправимая ситуация.
Ответ: "Уважаемый Евгений!
Потребность сельхозтоваропроизводителей областей республики в дизельном топливе на проведение осенне-полевых работ 2011 года в соответствии со структурой засеянных площадей и технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур составляет около 405 тыс. тонн.
Достигнута договоренность о поставке 405 тыс. тонн дизельного топлива для осенне-полевых работ 2011 года по фиксированной цене 80 000 тенге/тонна (около 67 тенге за литр) с НПЗ РК по утвержденному Министерством нефти и газа РК. Графику закрепления областей за НПЗ по поставке дизтоплива на осенне-полевые работы 2011 года. Потребность сельхозтоваропроизводителей Костанайской области в дизельном топливе на проведение осенне-полевых работ 2011 года в соответствии со структурой засеянных площадей и технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур составляет около 75 тыс. тонн, которые им и выделены по Графику.
С уважением, Министерство сельского хозяйства"
Тема вопроса: Регионы
Сортировка по: дате | рейтингу
Ответы на все вопросы
списком облаком

Все темы