Киселев С. 12:10:14
|
Предлагаю вернуться к топу вопросов, топ 50 и вопрос, который стал лидером рейтинга и больше всего собрал голосов, и, получается, больше всех волнует Интернет-аудиторию, сегодняшнюю, это вопрос производства и цены на ГСМ. Дмитрий из Астаны, Мажит и Данияр из Алматы, Булат Мустафин из Астаны, Сапар из Шымкента и многие другие задают подобные вопросы, суть которых, коротко если, такова: Казахстан богат нефтью. Существуют три нефтеперерабатывающих завода. Правда, они построены в советское время, и их мощности явно не хватает.
Почему не строятся новые заводы? Почему постоянно повышаются цены на бензин? Когда повышение цен связано с ростом цены на нефть, все вроде бы понятно. А когда цена на нефть падает, а цена на бензин повышается, не понимают, почему так происходит. Пользователи спрашивают, когда же будет наведен порядок на рынке ГСМ?
|
Масимов К. 12:11:10
|
Вопросы, связанные с горюче-смазочными материалами, по понятной причине волнуют всех. Наверное, нет ни одного человека, которого бы этот вопрос не волновал. Поскольку в той или иной мере кто-то владеет автомобилем, кто-то пользуется городским транспортом, кто-то занимается сельским хозяйством и т.д., поскольку первопричиной всего этого является рынок горюче-смазочных материалов. У этого вопроса есть несколько составляющих.
Первый вопрос: почему мы не строим собственно новый нефтеперерабатывающий завод. Я хотел напомнить, у нас три завода. Один находится в Атырау, в Павлодаре и в Шымкенте.
Два года назад мы заказывали специальные исследования и рассматривали вопрос, что нам выгоднее в рамках индустриальной программы, которая сейчас по поручению главы государства проходит – построить новый завод либо вложить ресурсы и модернизировать существующие заводы. Я хотел бы сказать, что строительство нового завода, современного, это примерно порядка 6 млрд. долларов. Реконструкция существующих трех заводов, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить все потребности по ГСМ внутри Казахстана – это порядка 2,5-3 млрд. долларов. То есть, сопоставив эти суммы, долго изучая этот вопрос, мы приняли решение, что все три существующих завода должны быть реконструированы для того, чтобы мы могли закрыть все существующие потребности. Сейчас этот процесс идет. Ресурсы выделены, на два завода уже точно, в Атырау уже реконструкция идет. В Шымкенте подготовка технико-экономического обоснования находится на финише. И в Павлодаре тоже идут соответствующие работы. Не позже 1 января 2015 года все это будет закончено, и с этого момента Казахстан на сто процентов может своими собственными ресурсами удовлетворить потребность горюче-смазочных материалов. Это ответ на первый вопрос. Ответ на второй вопрос относительно колебания цен на горюче-смазочные материалы. В 2009 году, осенью, глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев во время телеконференции, ему был задан этот вопрос, и он поставил перед Правительством очень четкую задачу и поручение. До какого момента мы будем смотреть? Мы – нефтяная страна, почему цены колеблются, почему в одном регионе такое, в другом регионе сякое, и когда вы, наконец, наведете порядок?
После этого поручения у нас была создана специальная рабочая группа, и мы приняли несколько таких важных принципиальных решений. Мы определили группы, будем так говорить, социальные: это 92-й бензин и ниже – 92, 90, 80 и так далее – по которым государство берет на себя ответственность и начинает регулировать ценообразование на этом рынке. 92 и выше, 95 – для более богатого населения, там чистый рынок, и мы не вмешиваемся в ценообразование на этом рынке. В какой-то момент, может быть, мы иногда превышали свои полномочия над министерствами, в то время министерство энергетики, сейчас это министерство нефти и газа. По поручению Президента был подготовлен соответствующий законопроект, который прошел уже сейчас все палаты Парламента и находится на подписи у главы государства, где определяется, каким образом будет регулироваться цена на эти виды продуктов. Для того чтобы, с одной стороны, обеспечить единообразие и исключить недобросовестную конкуренцию на этом рынке. А с другой стороны, для того, чтобы добывающие компании имели соответствующую прибыль, в частности, заводы, поскольку сейчас идет реконструкция, они должны окупаться. Я думаю, что в ближайшую неделю, 10 дней этот закон будет подписан и вступит в силу.
Буквально сегодня, перед тем как я пришел сюда, к вам, я проводил соответствующее совещание с Министерством нефти и газа, с Агентством по защите конкуренции относительно ситуации вот этих дней. С 1 июля у нас вступил в полную меру Таможенный союз, и таможенной границы между Казахстаном и Российской Федерацией нет. Если мы увидим, что цена на горюче-смазочные материалы в Казахстане, она одна из самых низких в мире, на низкооктановые продукты, и гораздо ниже, чем в Российской Федерации. То есть появились люди, которые, может быть, были заинтересованы в том, чтобы раскачать эту ситуацию, и начали товар придерживать. Вот мне сейчас показали цифры, что находится на складах, то есть в ожидании того, что, может быть, произойдет скачок на ГСМ, или Правительство недосмотрит, или акимы недосмотрят, и можно будет необоснованно заработать прибыль. Я конкретное поручение дал Агентству по защите конкуренции вместе с правоохранительными органами эту недобросовестную конкуренцию, они, я думаю, что до конца дня сегодня решат. То есть это будет в наличии.
С другой стороны, мы не можем заставлять продавать ниже рынка, поскольку есть определенные законы рыночной экономики: если ты заставляешь продавать ниже рынка, то потом эта компания обанкротится. Здесь мы должны находить баланс между всеми этими вопросами, и мы его найдем, будьте уверены. Думаю, сегодня к концу дня ситуация кардинально поменяется.
|